Категории раздела

Мои статьи [4]
Статьи опубликованные Мариной Князевой в электронных и печатных изданиях.
Статьи о Марине Князевой [10]
Здесь представлены статьи когда либо опубликованные в прессе, либо на страницах тематических сайтов о творчестве, деятельности и биографии Князевой Марины Леонидовны.
Поэзия [10]
В данной категории представлено поэтическое творчество Марины Князевой
Видео [7]
В этой категории представлены видеоматериалы с участием Марины Князевой

Вход на сайт

Поиск

Друзья Марины

  • Вероника Булычева
  • Stéphanie Acquette
  • Суббота, 17.11.2018, 04:22
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Сайт Марины Князевой

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Статьи о Марине Князевой

    Национальная идея для старших классов

    Марина Князева: "В основе русской цивилизации лежат особого рода ценности - эмоциональные" …

    Последний раз учебник под названием "Отечествоведение" выходил ровно 90 лет назад, в 1915-м. С тех пор у нас не появлялось пособия, которое рассматривало бы историю, философию и литературу страны в совокупности. Неудивительно, что выход этой книги вызвал вопросы и споры. Людей, написавших учебник под названием "Отечествоведение" (Отечествоведение: Учебник для старших классов. - М.: Захаров, 2004, 336 с.), легко заподозрить в целом ряде грехов. Например, в угарном патриотизме. Или в выполнении госзаказа на внедрение в умы националистической идеологии. Наконец, в возвеличивании титульной нации. Так ли это? Попробуем разобраться.

    О том, зачем и кому нужен новый предмет, мы беседуем с автором раздела "Словесность" Мариной Князевой, кандидатом филологических наук, старшим научным сотрудником факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова.


    - Марина Леонидовна, идея научить молодых людей любить родину приходит обычно в голову либо российским военным, спецам по политподоготовке, либо особо ретивым чиновникам, глядящим в сторону православия, самодержавия и народности... А как додумались до этого профессиональные культурологи и филологи? 


    - Мы лишь встраиваемся в тот процесс, который годами идет и во Франции, и в Швеции, и в Швейцарии. Не говоря уже об Америке. Все видят необходимость создать предмет по изучению своей страны обитания, ее культуры и менталитета. Цель - элементарное выживание в мире унифицированных сущностей. У унификации немало плюсов. В материальном плане она однозначно полезна. Но есть и отрицательные моменты. Самый главный - неинтересно жить. Ведь человек может существовать лишь в условиях поливариантности. Так устроена наша хрупкая психика. Варианты - это и есть национальные идентичности, которые находятся сейчас на грани исчезновения. Не надо только путать идентичность с оголтелым национализмом.

    - Вернемся к учебнику. Почти год с его помощью ведутся уроки отечествоведения в калининградских школах. Можно ли подвести промежуточные итоги? 


    - Тут надо уточнить, что изначально мы готовили вузовскую программу, но по просьбе калининградского департамента образования решили ее адаптировать. Почему именно Калининград - понятно. Там проблема идентичности стоит очень остро. Границы с Россией нет. Кругом Европа. Да и сам город, во время многочисленных войн переходивший из рук в руки, многие предпочитают называть прусским именем Кенигсберг. Россияне ли эти люди? Я думаю, да. И наш учебник для них - еще одна нить, связывающая с отечеством.

    Первый опыт показал, что преподавать наш предмет в средних школах можно и нужно.

    - А вам не кажется, что школьный курс и без того перегружен? Мало того что ваш предмет будет дублировать историю и литературу, он ведь еще наверняка предполагает экзамены? 


    - Поскольку речь идет о последнем классе школы, с экзаменами там ситуация непростая. Пока мы остановились на рефератах и семинарах. А литературная часть курса, которой я занималась, вообще построена как система творческих заданий. В конце курса проводим тестирование. К учебнику прилагается целый комплект сопутствующей литературы: анкеты, хрестоматия, методички, поурочные планы.

    Что касается дублирования предметов - категорически не согласна. Отечествоведение - попытка рассмотреть культуру не с исторической точки зрения, не с социологической, не с литературной, а с точки зрения цивилизации.

    - Рассуждая на тему "Россия и цивилизация", никак не уклониться от традиционной дилеммы "западничество-славянофильство". Нейтрального разговора тут в принципе не получится. В чью пользу сделали выбор авторы "Отечествоведения"? 


    - Да? А вот я убеждена, что выбор этот надуман и неактуален. Мы живем в эпоху очередного переселения народов. Европейские нации стремительно вымирают. По прогнозу демографов, к 2025 году европейцы составят менее 10% жителей Земли. Это принципиально другая планета, чем была двести или даже пятьдесят лет назад. Неинтересно и бесполезно таскать на ногах вериги старых споров. Мне ближе точка зрения Пушкина о том, что аристократы всего мира составляют одну семью. Аристократы не по происхождению, а по духу. Если же говорить о генетической русскости, в культуре не останется никого. Ни молдаванина Кантемира, ни Пушкина, ни украинца Гоголя, ни турка Жуковского, ни Лермонтова, в жилах которого текла шотландская кровь... Надо просто тогда уничтожить цивилизацию, если ставить во главу угла этнический принцип.

    - Вы сказали "ментальный тип". И какой же тип у русской цивилизации? 


    - Я много лет развиваю гипотезу, что в основе русской цивилизации лежат особого рода ценности - эмоциональные. Это единственная страна, в которой главным оправданием поведения человека может быть переживание.

    Ян Шенкман


    Источник: http://www.ng.ru/education/2005-05-13/8_idea.html
    Категория: Статьи о Марине Князевой | Добавил: Владимир (28.02.2015)
    Просмотров: 657 | Теги: Отечествоведение, учебник Отечествоведение, Марина Князева Независимая газета | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar